Продажа сопутствующих товаров и
сервисов при АЗС постепенно перерастает рамки имиджевого мероприятия.
Продажа сопутствующих товаров и сервисов при автозаправочных комплексах
постепенно перерастает рамки имиджевого мероприятия и формальной дани
корпоративным стандартам материнских нефтекомпаний. По мнению экспертов,
в этом году на реализацию нетопливных товаров при АЗК может прийтись
уже более 10-12% выручки трейдеров.
Время, когда львиная доля АЗС была оборудована в лучшем случае
автоматом с кофе и крошечным магазинчиком, похоже, прошло. Брендовые
сети за последние годы стали обзаводиться фирменными мини-маркетами и
развивать аналогичные сети призаправочных кафе, тем самым превращаясь в
многопрофильные комплексы, предоставляющие широкий спектр услуг.
В прошлом году, попав в своеобразные ножницы, состоящие из
кризисно низкого потребления нефтепродуктов и демпинговых ценовых игр,
участники рынка стали больше внимания уделять околозаправочному сегменту
бизнеса. И сейчас, когда компании подвели финансовые итоги прошлого
года, можно констатировать, что у некоторых сетей торговля
сопутствующими товарами больше не рассматривается исключительно в
качестве имиджевого компонента, а скорее стала небольшой, но динамично
растущей частью доходов.
Несмотря на то что торговая наценка в призаправочных магазинах и
кафе у нас достигает 25-40% (в то время как при реализации главного
товара - горючего - не превышает 15-17%), доля нетопливного сегмента в
выручке трейдеров остается достаточно низкой - у отдельных операторов в
среднем на уровне 3-4%. В основном это происходит из-за весьма
непродуманных товарных позиций мини-маркетов, а также узких и
стандартизированных меню в кафе. Такая ситуация сложилась потому, что и
те и другие обычно зажаты в рамках крохотных помещений, что накладывает
жесткие ограничения на ассортиментные возможности.
В то же время сейчас о росте продаж сопутствующих товаров на
автозаправках заявляет большинство крупных сетевых операторов АЗС,
которые изначально серьезно отнеслись к сегменту дополнительных
сервисов. Как уточняют в концерне "Галнефтегаз" (сеть АЗС ОККО), в 2009
г. компания реализовала нетопливных товаров на сумму 416 млн. грн., и на
этот сегмент в ее выручке пришлось 7,5%. О 5-7%-ной доле выручки от
продажи сопутствующих товаров говорят и в столичной сети АЗС КЛО.
Учитывая то, что падение реализации нефтепродуктов у ритейлеров
несколько смазывает картину роста, более красноречивыми будут показатели
увеличения реализации нетопливных товаров по отношению к 1 тыс. л
проданного горючего.
"В прошлом году на 1 тыс. л мы продавали сопутствующих товаров в
среднем на 601 грн. В то время как в 2008 г.- на 474 грн.",-
подчеркивает председатель правления концерна "Галнефтегаз" Назар
Купыбида.
По словам коммерческого директора компании КЛО Вячеслава
Стешенко, аналогичный средний показатель по их сети составляет 470 грн.
"Но есть комплексы с кафе и мойками, где этот показатель составляет
800-1000 грн.",- добавляет он. По мнению господина Стешенко, это лишний
раз говорит о том, что дополнительные сервисы на заправке востребованы.
Конечно, приведенным цифрам еще далеко до аналогичных данных в
странах ЕС, где доходы от продажи сопутствующих товаров составляют
30-50% прибыли АЗС. Даже в соседней России сетевики подобрались к порогу
в 15-20% выручки от нетопливных товаров.
Одновременно украинские операторы настроены и дальше активно
развивать сервисное направление своего бизнеса. В рамках планов по
увеличению поступлений от продажи нетопливных товаров крупные игроки
заправочного рынка запускают новые кафе и готовят специальные сезонные
предложения. "Например, в летний сезон мы намерены ввести дополнительные
площади, на которых будет реализовываться группа товаров для пикника,
отдыха и дачи. Также в планах - расширение ассортимента быстрого
питания: мы ввели горячую выпечку и хотим расширить ассортимент за счет
сосисок гриль и хот-догов",- рассказывает господин Стешенко.
Одновременно в Киевской области свое первое кафе при АЗС
готовится открыть компания "ТНК-ВР Коммерс". "Экспресс-кафе - наш
пилотный проект. Посмотрим, как он себя покажет. И по результатам его
работы уже будем решать, стоит ли активно развивать это направление",-
резюмирует пресс-секретарь компании Дмитрий Зверев.
Наталья ДАВЫДЕНКО
Экономические известия, № 57, 12
апреля 2010
|