Четверг, 26.06.2025, 04:26

Приветствую Вас Гость

Форма входа
Категории раздела
Полезная информация [98]
Статьи о перевозках [35]
Транспорт и грузы [23]
Разное [43]
Хоккей - Онлайн игры - Насладись вкусом победы!
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 104
Полезные ссылки
  • Законодательство Украины
  • Официальный курс валют
  • Министерство транспорта и связи
  • АсМАП
  • ГП СМАП
  • Укравтодор
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Футбол - Онлайн игры - Насладись вкусом победы!

    Автобазар Информер праздники сегодня
    Главная » Статьи » Разное

    Треугольник "ЕС—Украина—Россия" и будущее Восточной Европы

    На конец сентября 2011-го отношения между Россией, Украиной и Европейским Союзом находятся в режиме ожидания. Украина стоит перед выбором из нескольких возможностей и еще не приняла окончательного решения, по какому пути ей пойти — ассоциации с ЕС, вступления в Таможенный союз под предводительством России или продолжения т.н. политики многовекторности.

     

    Украина, РФ и ЕС на перепутье

     

    Ни европейские или российские лидеры, ни, кажется, даже украинское руководство пока не представляют, в каком именно направлении Украина будет развивать свои внешние отношения в ближайшем будущем. Правда, украинский президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что намерен продолжать политику своих предшественников наискорейшего сближения Украины с Евросоюзом. Но некоторые украинские внутриполитические события поставили под вопрос саму осуществимость данной цели, если не искренность европейских устремлений нынешней украинской власти в принципе. Несмотря на десятки публичных заявлений об углублении отношений с Европейским Союзом, создается впечатление, что украинское руководство не вполне отдает себе отчет в том, какие предварительные условия оно должно выполнить и с какими последствиями ему придется столкнуться в случае подписания и особенно в процессе последующей ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС.

    Хотя стоит добавить, что не менее поразительная неясность так же проявляется в позициях как России, так и ЕС. Москва столкнулась с дилеммой выбора между очевидной стратегической целью завлечь Украину в некие новые особые отношения или даже союз — с одной стороны, и своими кратко­срочными экономическими интересами — с другой. Газовое соглашение, подписанное в результате переговоров тогдашнего премьер-министра Украины Юлии Тимо­шенко с Владимиром Путиным в январе 2009 года, согласовывается с сегодняшними российскими экономическими интересами. Но в результате этого соглашения, заключенного тогда Киевом под давлением Кремля и Брюсселя, цена на газ, выплачиваемая на данный момент Украиной, даже после уступок, сделанных вследствие Харь­ковских соглашений, превышает цену, которую платит за газ России, к примеру, Германия. Вследствие такой политики Кремль отторгает не только тот относительно пророссийский слой элиты, что находится сейчас при власти в Украине, но и поддерживающее тесные российско-украинские связи большинство населения Восточной и Южной Украины.

    Брюссель, в свою очередь, в последнее время сделал развитие отношений с Киевом одним из приоритетов своей внешней политики, признав таким образом геополитическую важность дальнейшего развития Украины. Однако отвечающие за внешнюю политику органы ЕС вслед за некоторыми европейскими столицами, как и раньше, отказываются предоставить Украине — даже ни к чему не обязывающую и долгосрочную — перспективу членства в Союзе. Более того, эта политика Совета и Комиссии ЕС пренебрегает волей Европейского парламента, выраженной в его резолюции от 25 февраля 2010 года относительно возможного будущего украинского вступления в ЕС. Подобная стратегия Союза также противоречит выводам современной политологии, признающей "пряник" как перспективу членства (а не только постоянный "кнут" в виде угроз о сокращении сотрудничества) — ключевой предпосылкой для успешной "европеизации" посттоталитарной страны в переходном состоянии.

    Всем трем международным актерам — России, ЕС и Украи­не — в конечном счете придется определиться относительно истинных целей и ключевых стратегий своей будущей внешней политики в Восточной Европе. И это должно произойти уже в скором времени, так как подходят к завершению переговоры об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Подписание этих соглашений, особенно последующий процесс их ратификации в Европар­ламенте и законодательных органах государств—членов ЕС, вероятно, привлекут общественное внимание к отношениям Брюсселя, Киева и Москвы.

     

    "Северный поток" как фактор отношений между восточными славянами

     

    Главным очевидным эффектом от запуска газопровода "Северный поток" станет разбалансировка отношений России с Украиной и Бела­русью. На сегодняшний день существует определенное равновесие экономических сил между Москвой, с одной стороны, и Киевом и Минском — с другой. В то время как Беларусь и Украина зависят от поставок российского газа, России необходимы бесперебойно функционирующие газопроводы, проходящие через территории двух "братских народов".

    Появление новой транспортной магистрали — введение в действие "Северного потока" — вряд ли повлечет за собой немедленный конфликт. Тем не менее для Кремля станет большим искушением использовать этот новый экономический рычаг для "перезагрузки" своих отношений с двумя бывшими советскими республиками. Остается только надеяться, что российские лидеры осознают уже упомянутую выше двойственность такого подхода. Непосредственные козыри, которые Россия может получить от использования "Северного потока", в политических целях могут показаться значительными. Долгосрочные же эффекты от давления на новые экономические рычаги будут такими же неоднозначными, как и в случае "удачных" российских переговоров о газовом соглашении в январе 2009-го. Сегодня в результате завышения цены на газ для Украины украинские пророссийские элиты и граждане переживают крушение собственных иллюзий относительно дружбы с Россией. Если Россия еще больше увеличит давление на Украину, соответственно увеличится и разочарование потенциальных друзей России в Украине.

     

    Конфронтация или содружество в Северной Евразии?

    Отношения между Брюс­селем, Москвой и Киевом будут и далее усложняться в результате, с одной стороны, большого количества различных новых инициатив Евро­пейского Союза в Восточной Европе, с другой — из-за продолжающегося стремления России укрепить некую новую зону своего влияния в Северной Евразии. Осложнение отношений уже произошло из-за "Восточного партнерства", появление которого поставило под вопрос московские притязания на гегемонию на пост­советском восточноевропейском и южнокавказском пространствах. Ввиду того, что Россия демонстративно дистанцируется от этой инициативы, каждый дальнейший шаг в направлении сближения между странами "Восточного партнерства" может привести к конфликту между Брюсселем и Москвой.

    Теперь появился еще один источник раздражения Кремля. Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, если оно будет подписано и ратифицировано, станет наибольшим международным договором, когда-либо заключенным как ЕС, так и Украиной. Если Россия параллельно не будет вести политику сближения с ЕС, европейско-украинское соглашение об ассоциации и свободной торговле не только приведет к отдалению Украины от евразийского торгового пространства, где доминирует Россия. Политическая ассоциация и свободная торговля, а также введение безвизового режима рано или поздно вызовут т.н. эффекты перетекания (spill-over effects) в обществах и Украины, и стран ЕС. Вполне возможно, что успешная ратификация этих соглашений и их последовательное воплощение создадут совершенно новые критерии для оценки места Украины в Европе уже через десять лет. Если все текущие проекты между Киевом и Брюсселем будут успешно имплементированы в последующие годы, членство Украины не только в ЕС, но и в НАТО вполне может снова появиться на повестке дня европейской политики.

    Совет для российского руководства, исходя из этого прогноза, будет заключаться в необходимости интенсификации Россией отношений с ЕС и пересмотра ее позиций по отношению к НАТО. Ни одна из упомянутых выше возможностей развития отношений Украины с ЕС не станет проблематичной, если Россия вступит в ВТО, введет безвизовый режим со странами ЕС, вновь начнет тесно сотрудничать с НАТО, выведет свои отношения с Евросоюзом на новый уровень и, наконец, начнет новый виток внутренней демократизации. В случае осуществления подобной схемы действий в последующие годы Россия сможет интерпретировать планомерную интеграцию Украины в западные структуры как процесс, который одновременно приведет и к более близкому российско-западному сотрудничеству. Украина не должна становиться политическим, дипломатическим и культурным полем боя для новой "большой игры" между Россией и Западом в Восточной Европе. Наоборот, последовательное включение Украины в западные институты должно рассматриваться всеми тремя сторонами — Киевом, Брюсселем и Москвой — как неотъемлемая часть создания новой общеевропейской системы безопасности, открытого торгового пространства и зоны свободного перемещения, а также — со временем — нового трансконтинентального содружества демократических ценностей на северном полушарии.

     

    Андреас УМЛАНД

     Зеркало недели. Украина

    Категория: Разное | Добавил: El-Cid (07.10.2011)
    Просмотров: 889 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2025 | Используются технологии uCoz