Дорожно-транспортный травматизм
стал одной из 10 основных причин смертности в странах Европы и
Центральной Азии. Как известно,
2010–2020 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций
Десятилетием действий по безопасности дорожного движения.
На днях был
опубликован новый доклад Всемирного банка "Противостояние "смерти на
колесах". Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и
Центральной Азии", согласно которому дорожно-транспортный травматизм уже
стал одной из 10 основных причин смертности в странах Европы и
Центральной Азии.
В Европе и
Центральной Азии экономические потери, связанные с ДТП, превышают 1,5%
ВВП.
Вице-президент
регионального Управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии
Филипп Ле Уэру в своей статье "Небезопасная ситуация на дорогах
становится причиной "скрытой эпидемии" также прокомментировал ситуацию.
Как пишет Филипп
Ле Уэру в своей публикации, страны бывшего Советского Союза, Балкан,
Балтии, Центральной Европы и Турции охвачены растущей, но зачастую
игнорируемой "скрытой эпидемией". От травматизма и смертности в
результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) страдают отдельные
люди, однако совокупное воздействие на общество нередко остается
незамеченным, о нем не говорят, и его игнорируют. Между тем гибель в
результате ДТП в этих странах приобрела масштаб эпидемии, особенно за
последние десять лет, при этом вероятность гибели людей в результате
дорожно-транспортного травматизма в два-три раза превышает аналогичный
показатель в странах Западной Европы.
Согласно докладу
Всемирного банка "Противостояние "смерти на колесах", в Европе и
Центральной Азии в 2007 году в результате дорожно-транспортного
травматизма погибло около 80000 человек, что почти вдвое превышает
показатель Западной Европы. В таких странах, как Казахстан, Россия,
Литва и Украина смертность населения составляет более 20 случаев на
100000 человек, в то время как в ряде стран Европейского Союза он
составляет менее 5 случаев на 100000 человек. Высокий уровень (в 2-3
раза выше, чем в странах Западной Европы) также отмечен в Черногории,
Латвии, Грузии, Беларуси, Словакии, Польше, Армении, Турции и Болгарии.
На каждый смертельный случай приходятся многочисленные случаи
госпитализации или травм, требующих медицинской помощи (только в 2007
году зарегистрировано около 820000 случаев).
Филипп Ле Уэру
подчеркивает, что для того чтобы сократить масштаб "смерти на колесах",
странам необходимо разработать комплексный подход к обеспечению
безопасности, который будет реализовываться систематически и
последовательно на протяжении 20-30 лет. Предметом озабоченности
разработчиков экономической политики в странах Европы и Центральной Азии
должно стать не только количество человеческих жертв, но и высокие
экономические потери.
Смертность и
инвалидность в результате ДТП препятствует развитию человеческого
капитала, столь необходимого для обеспечения устойчивого долгосрочного
экономического и социального благополучия. "Скрытая эпидемия" особенно
негативно воздействует на население в возрасте от 15 до 44 лет – молодых
и работоспособных людей, находящихся в расцвете жизненных сил.
Дорожно-транспортный травматизм уже стал основной причиной смертности
среди детей, подростков и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет и
третьей основной причиной смертности среди лиц в возрасте от 30 до 44
лет. Около 80% погибших в ДТП – мужчины. "Невнимательное вождение" в
результате широкого пользования мобильными телефонами и отправки
текстовых сообщений во время управления автомобилем все чаще приводит к
авариям на дороге, жертвами которых преимущественно становятся молодые
люди, отмечает Вице-президент регионального Управления Всемирного банка
по Европе и Центральной Азии.
Согласно оценке,
в странах Европы и Центральной Азии ежегодные экономические потери,
связанные с гибелью и увечьями на дорогах, превышают 1,5% ВВП.
Наибольшие ежегодные потери несут Россия ($34 млрд.), Турция ($14
млрд.), Польша ($10 млрд.) и Украина ($5 млрд.).
Жертвами
дорожно-транспортного травматизма также в немалой степени становятся
пешеходы, поскольку большинство мер по обеспечению безопасности
исторически были нацелены на защиту пассажиров транспортных средств, а
не пешеходов. Наиболее уязвимы дети и пожилые люди.
Неблагоприятную
ситуацию с безопасностью дорожного движения в странах Европы и
Центральной Азии осложняет ненадлежащая система управления безопасностью
дорожного движения, плохое качество дорог, стремительный рост числа
автомобилей (как правило, подержанных) за последние десять лет,
неправильное поведение водителей и отсутствие контроля за соблюдением
законодательства в области безопасности дорожного движения. Чрезмерное
употребление алкоголя – синдром "вождения в нетрезвом состоянии" – также
усугубляет ситуацию.
Дорожный
транспорт играет ведущую роль в обеспечении развития, поскольку он
содействует перемещению людей, товаров и услуг, расширяет возможности
для занятости и облегчает доступ к основным услугам. За последнее
десятилетие большинство стран региона вложили значительные средства в
совершенствование системы дорожного транспорта. К сожалению, скрытая
эпидемия "смерти на колесах" по-прежнему не позволяет в полной мере
ощутить пользу от этих инвестиций. Вот почему, для того чтобы переломить
эту тенденцию, необходимы решительные действия.
По мнению автора
статьи, важнейшими условиями являются политическая поддержка на высоком
уровне и финансирование, а также укрепление системы управления
безопасностью дорожного движения, в том числе координация усилий со
стороны ведущего ведомства с привлечением ряда министерств (транспорта,
здравоохранения, полиции), деловых кругов и неправительственных
организаций, распределение полномочий между которыми в части обеспечения
безопасности дорожного движения, как правило, носит нечеткий характер.
Для достижения результатов необходимо сосредоточить усилия на следующих
ключевых направлениях:
• Укрепление
институционального управления системой безопасности дорожного движения, в
том числе обеспечение координации действий, устойчивого финансирования и
проведения мониторинга и оценки;
•
Совершенствование дорожной инфраструктуры – от этапа планирования и
разработки до эксплуатации;
• Укрепление и
обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в
области безопасности дорожного движения, стандартов и правил в отношении
регистрации транспортных средств и пользователей дорог;
•
Государственные образовательные программы, нацеленные на изменение
рискованного поведения на дорогах;
• Создание
надлежащей системы оказания неотложной медицинской помощи.
Как правило,
добиться быстрых результатов можно путем безотлагательного применения
надлежащих инженерных мер, направленных на улучшение проектирования
автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения. Эти
меры включают в себя: улучшение регулирования движения на перекрестках,
установку аварийных заграждений, дорожных знаков, нанесение разметки,
строительство пешеходных переходов, своевременный ремонт дорог;
обеспечение соблюдения законов и стандартов в отношении использования
ремней безопасности, вождения в нетрезвом состоянии, невнимательного
вождения; обучения навыкам надлежащего управления автомобилем и создания
механизмов регистрации транспортных средств, а также внедрения новых
технологий, таких как автоматизированная система контроля за соблюдением
скоростного режима. Укрепление системы оказания неотложной медицинской
помощи после аварий может предотвратить гибель людей и снизить тяжесть
увечий.
Как отмечает
Филипп Ле Уэру, многие страны Европы и Центральной Азии уже создали
необходимые структуры и приняли надлежащие меры, что привело к
уменьшению "смерти на колесах". В большинстве из них действуют головные
ведомства, координирующие соответствие мер предпринимаемых в масштабе
страны и финансируемых в рамках национальных бюджетов и национальных
стратегий в области безопасности дорожного движения с поддающимися
измерению целевыми ориентирами, а также соответствующими законами и
подзаконными актами. Меры по снижению скорости движения, такие как
"лежащий полицейский", способствовали снижению дорожно-транспортного
травматизма – особенно среди пешеходов в некоторых странах, в то время
как в других странах показали свою эффективность выборочное применение
алкотестеров для выявления нетрезвых водителей и обязательное и
контролируемое использование ремней безопасности. Другие законодательные
меры, такие как временное изъятие или лишение водительских прав,
помогают контролировать скорость движения. Правительства стран региона
также предпринимают значительные усилия для повышения эффективности
работы служб неотложной и реабилитационной помощи на основных дорожных
трассах по всей стране для предотвращения смертельных исходов и случаев
долговременной утраты трудоспособности в результате аварий на дорогах.
Вместе с тем,
несмотря на прогресс, достигнутый за последние годы в некоторых странах,
в том числе в государствах, уже вошедших в Европейский Союз, в странах
Европы и Центральной Азии по-прежнему наблюдаются одни из наихудших
показателей безопасности дорожного движения. Всемирный банк во
взаимодействии с другими организациям, таким как Всемирная организация
здравоохранения, Комиссия по вопросам глобальной безопасности дорожного
движения и другими многосторонними банками развития, готов предоставлять
техническое и финансовое содействие для помощи в реализации
провозглашенной недавно ООН "Декларации десятилетия действий по
безопасности дорожного движения". Пришло время действовать, поскольку
речь идет о жизнях тысяч людей, добавляет в заключении Вице-президент
регионального Управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии.
Источник: Logistic.ru по информации Uzreport.com
|