Украинских автолюбителей ждет
неприятная новость. Народные депутаты собираются отменить автомобильные
биржи, через которые в стране продавалось около 90% подержанных авто.
Вместо этого законодатели вводят норму, которая обязывает продавать
автомобиль не по договорной цене, как это было раньше, а согласно
стоимости, указанной в оценочном акте.
Три из четырех
Раньше схем по продаже подержанных автомобилей было всего
четыре. Первая - договор купли-продажи, заверенный у нотариуса. В таких
случаях для регистрации автомобиля в МРЭО требовали акт оценки
автомобиля соответствующим специалистом, а услуги по оценке оплачивались
покупателем. Помимо этого, продавец должен был уплатить 15%-ный налог
на прибыль, что автоматически увеличивало стоимость авто на 15%.
Вторая - продажа через комиссионный магазин, который выписывал
так называемую справку-счет. По этой справке транспортное средство
ставили на учет. В ней указывали стоимость автомобиля "по
договоренности". В этой схеме, как и в случае с третьим вариантом -
продажей на товарной бирже, - была возможность указать стоимость ниже,
чем она есть на самом деле, тем самым абсолютно законно избежать уплаты
подоходного налога.
Дело в том, что налогом облагается вся стоимость автомобиля.
Допустим, вы приобрели подержанную машину за 100 тысяч гривен. Если вы
решите через год продать ее за 90 тысяч, то убыток в размере 10 тысяч
вам никто не учтет, а платить подоходный налог заставят с полной
стоимости.
Плюс биржевых договоров в том, что, указав в нем цену в 100
гривен, можно было заплатить в казну всего 15 гривен. Теперь же биржам
разрешат продавать только оптовые партии автомобилей. Розница либо
подорожает, либо перейдет на оформление генеральных доверенностей,
которое также не требует оценочного акта и уплаты подоходного налога в
связи с формальным отсутствием договора купли-продажи.
Остановка по требованию
Естественно, это приведет к удорожанию подержанных авто. Оплату
услуг по оценке и регистрации договора продавцы переложат на плечи
покупателя. Корреспондент AIF.UA посетил столичный авторынок
"Центральный", чтобы выяснить все нюансы грядущих изменений.
На территории рынка работает 6 бирж. В среднем через одну такую
организацию в год проходит около 4-5 тысяч автомобилей. По словам
директора рынка Павла Козюбы, запрет их деятельности ни к чему хорошему
не приведет.
- Это плохо для авторынка и для покупателя. Целью деятельности
товарной биржи является предоставление услуг в заключении соглашений
купли-продажи. С их исчезновением риск нарваться на мошенников
увеличится, - утверждает Павел Козюба.
Сотрудник одной из бирж, расположенной на территории рынка,
рассказал нам, что решение народных депутатов отменить продажу б/у авто
по такой схеме вызвано желанием наполнить бюджет налогами.
- Если раньше в биржевом договоре указывалась договорная
стоимость транспортного средства (около 100 гривен), с которых продавцы
могли уплатить в казну в качестве подоходного налога минимальную сумму,
то после принятия закона налог нужно будет платить с реальной оценочной
стоимости авто, - рассказал он. - А это станет причиной удорожания машин
минимум на 15%.
С ним согласен и директор компании "Чойс Юкрейн" Максим Раснер:
- После вступления закона в силу у физических лиц не будет
возможности занижать стоимость авто и тем самым минимизировать налог на
прибыль. Все это приведет к обвалу вторичного авторынка, сокращению
количества сделок по купле-продаже автомобилей с пробегом и резкому
росту цены транспортных средств с пробегом - дело в том, что продавцы
будут заведомо закладывать в цену автомобиля 15% налога, - утверждает
он.
По мнению эксперта, если помимо этого закона вступит в силу
закон о trade-in, то выгоднее всего будет покупать б/у автомобили через
салоны и дилерские площадки. Поскольку юридические лица будут платить
налог не с полной стоимости транспортного средства, а с маржи между
стоимостью выкупа и розничной ценой.
Trade-in в опасности
Сомнительна теперь будет польза и от услуги trade-in,
предлагаемой автосалонами. Согласно ее условиям, свой подержанный
автомобиль можно было сдать на комиссию автосалону, а в счет его
стоимости взять у этого же дилера новый. И хоть автомобиль продавался
салону в среднем на 30% дешевле рыночной цены, это освобождало владельца
от забот по поиску покупателя.
Как сказал в беседе с корреспондентом "АиФ" представитель одного
из дилеров, торгующий подержанными автомобилями, работать по такой
схеме без принятия отдельного закона для trade-in будет невыгодно.
- Дело в том, что через автомобильные биржи работают практически
все автосалоны, предоставляющие услугу trade-in. Она и сегодня не самая
выгодная для покупателя. А после запрета деятельности этих компаний
станет и вовсе непривлекательной - за вычетом подоходного налога за
автомобиль хозяин получит вдвое меньше, чем на рынке. Мы уже переживали
изменения в 1999-2000 годах. Тогда нас обязали выписывать справки-счета
вместо обычного договора купли-продажи. Думаю, сегодня ситуация во
многом схожа. Нам навяжут новые бланки, произойдет некий передел рынка, а
потеряет в этом случае только конечный покупатель, для которого покупка
авто в "переходный" период окажется не по карману, - уточнил он.
С прогнозами эксперты осторожничают. Наиболее вероятно, что
после публикации закона о запрете продажи транспорта через биржи рынок
б/у авто просто встанет до тех пор, пока не будут разработаны новые
схемы оформления сделок.
Евгений МУДЖИРИ
Аргументы и факты (Украина)
|