Материалы
для «всенародного обсуждения» по созданию Укртрансинспекции были
заблокированы на сайте министерства на следующий день после того, как
там появились.
На
прошлой неделе транспортное ведомство обнародовало для общественного
обсуждения проект постановления Кабмина «Вопросы организации
государственного надзора (контроля) за безопасностью на транспорте».
В
случае принятия этого документа в Украине будет создан единый орган по
контролю за безопасностью на транспорте - Укртрансинспекция.
Предполагается создать этот орган на базе отраслевых Госфлотинспекции и
Глававтотрансинспекции, которые будут ликвидированы.
На
первый взгляд, самодеятельностью Минтранссвязи эта инициатива не
является. Ведь транспортное ведомство просто выполняет нормы принятых в
июле изменений в Закон «Об основах государственного надзора (контроля) в
сфере хозяйственной деятельности». В части того, что в составе каждого
центрального органа исполнительной власти может быть только один орган
госконтроля. Но в отношении Минтранссвязи законодатели явно
погорячились. Для ведомства, руководящего четырьмя видами транспорта,
отраслью связи и координирующего деятельность «Укравтодора», в законе
необходимо было сделать исключение.
Министерство
презентует будущее ведомство как механическое объединение надзорных
органов на водном и автомобильном транспорте. Кроме того,
Укртрансинспекции планируется передать функции надзора на
железнодорожном транспорте, которые сейчас сосредоточены у
«Укрзализныци». Тот факт, что контроль в транспортной сфере необходим,
ни у кого не вызывает сомнений. Однако полномочия, которыми
Минтранссвязи планирует наделить инспекцию, могут превратить ее в
карательный орган.
Так,
в сфере железнодорожного транспорта Укртрансинспекция намерена вести
реестр подвижного состава и инфраструктуры, выдавать сертификаты
безопасности собственникам инфраструктуры, операторам подвижного состава
и перевозчикам. Фронт работ впечатляющий: 200 тыс. вагонов, 50 тыс. км
путей, свыше 1 тыс. станций, мостов и т.п. А вот статус этого
сертификата пока непонятен. В нынешней редакции документа
предполагается, что его отсутствие (аннулирование) означает запрет на
дальнейшую деятельность. Например, при желании инспекция может прийти к
выводу о плохом состоянии подъездных путей, аннулировать сертификат и
запретить вывоз продукции с какого-либо промпредприятия. Есть вопросы и в
отношении реестра. В частности, зачем он нужен, если есть
Автоматизированная база данных парка вагонов (АБД ПВ) железных дорог? А
также - будет ли означать исключение из реестра запрет на эксплуатацию
вагона?
В
сфере автомобильного транспорта Укртрансинcпекция намерена принимать
участие в работе конкурсных комитетов по предоставлению автобусных
маршрутов и вести реестр субъектов хозяйствования. Представители
Глававтотрансинспекции и сейчас участвуют в конкурсных комитетах. Но
участие в принятии решения о выделении маршрутов явно противоречит сути
надзорных функций инспекции.
Так
что, как это часто бывает, забота чиновников о безопасности на
транспорте может преследовать несколько иные цели. Опрошенные «k:»
специалисты госпредприятий в этой сфере оценивают неформальную ежегодную
«емкость рынка» для работников Укртрансинспекции в 200 млн. грн. Это не
считая бюджетной составляющей. Содержание новой структуры обойдется
бюджету в 155 млн. грн. ежегодно. Сейчас расходы на содержание инспекций
на водном и автотранспорте составляют около 35 млн. грн. Объемы
финансирования железнодорожной и авиационной служб безопасности
определить сложно, так как они учитываются в бюджетах «Укрзализныци» и
Госавиаадминистрации. Но в любом случае суммарно сейчас это в несколько
раз меньше, чем запланировано для Укртрансинспекции.
Впрочем,
в стремлении как можно быстрее создать единый орган контроля
министерство забыло о целом ряде сфер своей деятельности. Так, в проекте
постановления вообще нет упоминаний об авиатранспорте. Правда, 3
сентября, через два дня после обнародования вышеупомянутого проекта,
министр транспорта и связи Константин Ефименко на встрече с журналистами
сообщил, что контроль в сфере безопасности полетов все же будет передан
единому органу. Но пока это только слова.
Еще
одним подтверждением непоследовательности этой реформы является тот
факт, что полномочия Укртрансинспекции не будут распространяться на
структуры и суда флота рыбного хозяйства. Таким образом, вопреки
международным обязательствам Украины в нашей стране останется
двоевластие в системе контроля за морской безопасностью.
Хотя
транспортной общественности пока опасаться нечего. И нынешний документ
можно рассматривать лишь с точки зрения того, в каком направлении
работает нормотворческая мысль в «штабе отрасли». Перспективы
утверждения нового порядка в ближайшее время невелики, так как еще
необходимо внести изменения в четыре кодекса, три закона и восемь
постановлений Кабмина. Кроме того, по информации наших источников в
Минтранссвязи, обнародование этого проекта вызвало недоумение у многих
специалистов. И уже на следующий день, 2 сентября, доступ к этим
проектам на официальном сайте министерства был заблокирован.
Александр Арбузов АСМАП
|