Власти сорвали все сроки строительства развязок, но зато мечтают
о вертолетах, катерах и канатной дороге. Достаточно пару часов
простоять в пробке на Московском мосту, чтобы понять: транспортная
система Киева в глубокой агонии. Развязки едва ли радикально решат
проблему - ждать их долго, да и дорогие они. Через несколько лет
добраться куда-либо на личном авто станет возможным разве что ночью. В
пробках застревают даже скорые и пожарные. Как же будет развиваться
транспортная система города и есть ли альтернатива автомобилям?
К счастью, в Киеве почти полвека работает метрополитен, движение
поездов которого не зависит от дорожных заторов и погодных условий.
Под землей
Но развитие подземного транспорта не может угнаться за растущими
потребностями в перевозках пассажиров. Достаточно сравнить: в Киевском
метро 46 станций на 3 млн населения (без учета приезжих), а в Москве 180
станций на 10 млн человек. В старейшем метрополитене мира - лондонском -
268 станций на 7 млн жителей, то есть 38 станций - на 1 млн населения!
Запланированные линии с ж/д вокзала на Воскресенку, с Троещины
на Позняки, недостроенная на Теремки, не говоря уже о подзабытых
Виноградаре и Соломенке, при теперешнем положении дел еще долго будут в
стадии проекта. А ст. "Львівська брама", вероятно, войдет в Книгу
рекордов Гиннесса как самый старый подземный долгострой. Впрочем, в
отличие от наземного и подземного, практически не задействован в столице
воздушный, водный, железнодорожный и прочий транспорт.
В небе
Как ни странно, у городских властей наибольший интерес - к
авиации. А ГУ транспорта КГГА и вовсе допускает перевозку пассажиров
вертолетами. Такие себе воздушные маршрутки. Согласно планам вертолетами
должно заниматься новое КП "Авиа Киев". Уже в этом году городские
власти обещают начать строить до 40 вертолетных площадок. Они
предусмотрены на крышах и рядом с основными больницами, в частности,
Александровской, на Окружной, вдоль набережной Днепра, в Голосееве, на
Подоле. А вот на здании КГГА посадка вертолетов не предусмотрена,
несмотря на то, что у мэра Черновецкого есть свой "геликоптер". Площадок
нет в планах и у зданий Кабмина, ВР и АП.
- У вертолетов будут четкие маршруты, гораздо выше жилых домов,
мимо оживленных мест, - пояснил "Новой" Виталий Пшеничный, начальник ГУ
по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА. - Ночью полеты для частников
будут запрещены. Все безопасно.
Медики двумя руками за летающую скорую. Главврач больницы №9
Михаил Валюк считает, что вертолеты очень нужны, ведь в пробках врачи
теряют драгоценное время. Того же мнения и руководители частных клиник,
вертолет - шумный транспорт, но если речь идет о спасении чьей-то жизни,
то стоит ли сомневаться в его полезности?
Площадки вполне возможны и на высотных жилых и административных
комплексах. Сейчас они есть в аэропорту "Киев" и на о. Долобецком, близ
Гидропарка. А в заселенной части города такая лишь в Центре сердца по
ул. Братиславской. В мэрии хотят купить один вертолет уже в этом году
(около 30 млн грн). Кстати, над городом можно летать лишь на аппарате с
двумя двигателями, а стоит такой $2 млн. Старший научный сотрудник
Национального музея авиации Валерий Романенко считает, что из-за
высокого риска массового применения вертолетов ожидать едва ли следует.
Кстати, после 11 сентября 2001 г. количество полетов над многими
городами США и Канады сокращено до минимума. А в МЧС Москвы всего два
вертолета (свыше 3 млн евро каждый), необходимость в которых возникает
нечасто.
На воде
Город стоит на большой реке, транспортный ресурс которой
практически не используется, за исключением сезонных речных
трамвайчиков. А ведь в ряде европейских столиц на катерах не только
проводят уик-энды, но и добираются на работу. Причалов достаточно на
Сене, Темзе и Неве. Сообщение Правого берега с зонами отдыха в
Гидропарке, на о. Трухановом, Десне и Десенке можно наладить хотя бы
летом с интервалом минут в десять. Для этого надобно обновить состав
днепровской флотилии, речные трамвайчики которой не менялись уже
полвека.
Еще одна идея - канатная дорога. По словам заммэра Игоря
Добруцкого, ее первая остановка будет на Владимирской горке, следующая -
у ст. метро "Днепр", откуда одна из линий протянется через Днепр на
Гидропарк. Еще одна промежуточная станция - у музея ВОВ. А конечной
станет Лысая гора (у Ботсада). Поездка составит 17,5 минуты, стоимость
не более 30 грн. Кабинки подвесной дороги повторят образ
дореволюционного киевского трамвая (подробнее в "Новой" от 03.02.2010
г.). Кстати, австрийская фирма уже готова начать работу над проектом.
Дорог мало
- Новые виды транспорта в Киеве, конечно, необходимо
рассматривать, но мы не в полной мере используем и имеющиеся
транспортные средства: метро, наземный общественный и железнодорожный
транспорт, - заверил "Новую" Владимир Полищук, доктор технических наук
(Транспортная академия Украины). - В столице отсутствует монорельсовая
дорога. В крупных городах Европы совершенствуют трамваи, а киевские
власти сократили этот вид транспорта до минимума. Решение
недальновидное. Вообще, в Киеве нет единой реальной транспортной
системы.
В наличии лишь отдельные ее элементы. Магистрально-дорожная сеть
города составляет всего 2,12 км дорог на 1 кв. км. В Москве эта цифра -
5,5, в Париже - 14,5, а в Нью-Йорке - 15,5 км/кв. км.
- Дело даже не в качестве дорог, а в том, что их мало, и машинам
просто негде ездить, - продолжил г-н Полищук. - В Киеве не организованы
пересадочные узлы. И начинается все это с Генплана и проектирования
транспортной системы города. Есть мнение, что нас спасет автоматика,
хотя она способна повысить уровень безопасности движения, но едва ли
изменит пропускную способность.
Авто ближайшего будущего
Спустя 10-15 лет авто будут не такими, как сегодня.
Просматривается четкая тенденция развития транспорта на альтернативных
энергоносителях: электромобили и автомобили на водородном топливе.
Будущее за экологически чистым энергоносителем, уменьшением габаритов
авто, усовершенствованием системы управления, в том числе маневренности,
применения бортовых компьютеров и автоматизации движения с достижением
конечной точки за минимальное время. Возможно, авто окончательно
разделятся на городские и магистральные. Пользоваться ими станут реже -
большинство горожан получат возможность работать интерактивно, не выходя
из дома. В обозримом будущем может появиться и беспилотный транспорт,
способный двигаться по запрограммированному маршруту, доставляя грузы
практически без участия человека.
Константин РОНИН
|