Депутаты
предлагают полностью ликвидировать процедуру технического осмотра
автомобилей для частных лиц. Если закон примут, нести уголовную
ответственность за состояние авто будут владельцы. А государственный
бюджет недосчитается 3,5 млрд гривен.
Один
сотрудник ГАИ против тысячи водителей
«Техосмотр
превратился в источник коррупции, поборов, унижений и не имеет ничего
общего с безопасностью движения. Десять тысяч офицеров ГАИ издеваются
над девятью миллионами водителей», — эмоционально рассказывает
«Известиям в Украине» автор законопроекта «О внесении изменений к
некоторым законам Украины относительно отмены государственного
технического осмотра транспортных средств» Анатолий Гриценко.
С
возражением корреспондента «Известий в Украине» о том, что функция
техосмотра сейчас переходит от ГАИ к станциям техобслуживания,
законодатель охотно соглашается. Но говорит, что сама суть не меняется:
«Техосмотр все равно остался кормушкой ГАИ. Талоны покупают за 800—1500
гривен, а деньги идут неизвестно куда».
При этом,
по словам Анатолия Гриценко, наличие самого талона ничего не добавляет к
безопасности движения: бумажка, выданная на два года, не является
гарантией того, что машина исправна. «Необходимо снять взяточную функцию
с государства и возложить ответственность за состояние автомобиля на
самого водителя», — уверен автор законопроекта.
СТО на
всех
Однако с
депутатом не согласны не только в ГАИ, но даже экспортеры автомобилей.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных экспортеров и
дилеров Олег Назаренко уверен, что техосмотры все-таки нужны, и
выдавать талоны кто-то должен. Вопрос: кто.
«В этой
сфере должен быть порядок. Но то, что существующую схему прохождения
техосмотра надо менять, это однозначно. Во всем мире такая функция
возложена на станции техобслуживания, и в этом плане мы движемся в
правильном направлении. Сейчас можно пройти техосмотр и в ГАИ, и на СТО.
Но если при нынешних законах осмотр отдать целиком на откуп станциям
техобслуживания, будет масса серьезных нарушений. В ГАИ хоть
госслужащие, их можно привлечь за коррупцию. А частники сейчас мало чем
рискуют: продажа справок о прохождении техосмотра — тоже бизнес.
Необходимо ввести уголовную ответственность за торговлю талончиками за
выпуск на линию неисправного автомобиля. И для водителей нужно ввести
какую-то ответственность», — говорит «Известиям в Украине» Олег
Назаренко.
По его
словам, сегодня в стране около восьми миллионов автомобилей. Учитывая,
что техосмотр проводится раз в два года (а для авто, зарегистрированных
на юридических лицах, раз в год), ежегодно эту процедуру проходят около
шести миллионов машин. «100 гривен стоит талончик, 100 гривен — услуги
ГАИ, 30 — экспертный осмотр автомобиля. Но часто предлагают сделать не
осмотр, а исследование, а оно стоит 200 гривен, — подсчитывает стоимость
техосмотра Олег Назаренко. — Плюс транспортный сбор, в зависимости от
объема двигателя, до 400 гривен. Итого гривен 600—800. Это официально.
Если через посредников, чтобы быстро и без проблем — действительно,
сумма может вырасти и до полутора тысяч гривен».
Альтернативы
нет
Понятно,
что в Государственной автомобильной инспекции к инициативе Анатолия
Гриценко также относятся неодобрительно. «Возлагать ответственность за
состояние транспортного средства на водителя, учитывая
«законопослушность» большинства наших граждан, можно лет через сто. А
контроль необходим. Гриценко предлагает отменить техосмотр, но ничего не
предлагает взамен», — говорит «Известиям в Украине» заместитель
начальника департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник.
Особенно
огорчают руководство ГАИ обвинения в коррупции. «В 2007 году вышло
постановление о передаче функций техосмотра от ГАИ к станциям
техобслуживания. В прошлом году система заработала, сейчас на Украине
имеют право совершать техосмотр 950 станций техобслуживания, не покрыто
только около ста районов в стране. ГАИ же на своих станциях разрешено
совершать техосмотр до 1 июля этого года. Коррупция есть, и есть везде,
кто же с этим спорит? Но мы с ней боремся. Только в прошлом году мы
лишили полномочий совершать техосмотр семнадцать СТО, 712 человек
привлечены к ответственности за фиктивные проверки», - говорит зам
начальника департамента ГАИ.
Что
касается стоимости техосмотра, по словам Сергея Будника, она не
превышает 600 гривен: «От 100 до 160 гривен стоят услуги СТО. 12 —
услуги ГАИ — проверка автомобиля по базе, наличие медицинской справки,
страхового полиса, отсутствие штрафов. 22,5 гривны стоит бумажный талон,
100 — талон в пластике и 300—400 гривен обходится транспортный сбор.
Всю процедуру получения талона можно пройти за один день, если все
справки и квитанции собраны».
Источник: "Известия в Украине"
|