Госфинуслуг снизила базовый платеж по ОСАГО с 291 грн. до 180 грн.
Однако одновременно вводятся новые правила расчета стоимости страховки,
по которым повышаются корректирующие коэффициенты. Эксперты, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ рассказали, что за полис теперь придется платить на 25-100% больше, и рассчитали новою стоимость "автогражданки". Какие они, новые правила? Стоит
отметить, что "новые правила" не означают, что "старые" полисы
перестанут действовать. Нововведения относятся к тем водителям, которые
желают приобрести страховку с понедельника (30 августа): им придется
платить значительно больше, чем раньше. По предварительным данным,
увеличение стоимости полисов автогражданки в среднем по рынку составит
около 40%, хотя есть отдельные позиции по типам транспортных средств и
территорий преимущественного использования, для которых стоимость
полисов не увеличилась, а наоборот, уменьшилась, рассказывает Дмитрий
Грицута, председатель правления страховой группы "ТАС". Со своей
стороны Александр Яременко, руководитель отдела андеррайтинга
транспортных рисков СК "Allianz Украина", отметил, что "автогражданка"
подорожает по легковым автомобилям - в среднем в 1,5 раза. При этом по
отдельным категориям автомобилей премия увеличилась более чем в два раза
(физические лица, Киев, легковой автомобиль с объемом двигателя до 1,6
л). Василий Зубач, директор юридического департамента СК "ПЗУ
Украина", отметил, что в среднем подорожание составит от 30%. "Но,
говоря о подорожании автогражданки для жителей мегаполисов, я бы сделал
акцент на росте лимитов ответственности. Ведь, согласно распоряжению
Госфинуслуг, лимит ответственности по материальному ущербу увеличен с
25,5 тыс.грн. на одного потерпевшего до 50 тыс.грн., а страховая сумма
по ущербу жизни и здоровью потерпевших - с 51 тыс. до 100 тыс.грн. на
человека. И это важно. Ведь автогражданка - это в первую очередь
социальный вид страхования, а 25,5 тыс.грн. по материальному ущербу -
выплата, как правило, не достаточная для ремонта поврежденного
автомобиля", - подчеркнул он. А вот прогноз Юлии Очеретяновой,
начальника управления автотранспортного страхования СК "Провидна", не
столь оптимистичен: страховка в среднем подорожает на 25-100% в
зависимости от типа транспортного средства, водительского стажа и
региона (зоны преимущественного использования ТС). Такого же мнения
придерживается и Александр Миколенко, заместитель председателя правления
АСК "ИНГО Украина": по его мнению, обязательное страхование для
автомобилистов подорожает в 1,5 раза. Отметим, что по новым
коэффициентам дороже всего "автогражданка" обойдется автолюбителям
Киева: базовый платеж для киевлян будет умножаться на коэффициент
3,2-4,8. Раньше он составлял 1,5-1,8. Также "повезло" владельцам
автомобилей, зарегистрированным в городах-спутниках Киева: Борисполе,
Боярке, Броварах, Василькове, Вышгороде, Вишневом, Ирпене (новый
коэффициент для них составит 1-4,8). Насколько оправдано повышение тарифов? Новые
размеры базового платежа и корректирующих коэффициентов определены
актуарным методом на основе статистических данных производства
обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев
наземных транспортных средств, собранных за 2005-2009 годы с
привлечением специализированной организации ОАО "Институт риска". По
мнению Д.Грицуты, новые лимиты и новые размеры страховых платежей в
первую очередь имеют социальную направленность, поскольку полисы,
выписанные по новым условиям с новыми лимитами, позволяют обеспечивать
полную финансовую защиту страхователей в 90% страховых случаев. "С
другой стороны, чтобы страховые компании всегда быстро и качественно
смогли выполнять взятые на себя по полисам обязательства, необходимо
было немного поднять стоимость полисов, что и было сделано. Для
сравнения: лимиты выросли в два раза по всем полисам, а стоимость - в
среднем на 40%.", - рассказал он. "Увеличение лимитов ответственности
в два раза является вполне оправданным, учитывая рост среднего размера
страхового возмещения, который вызван изменением курса иностранной
валюты и методики товароведческой экспертизы и оценки от 24.07.2009
(индекс инфляции за период 2005-2009 года составляет 1,9537(", -
комментирует В.Зубач из "ПЗУ Украина". Ю.Очеретяная добавляет:
"Утверждение новых страховых тарифов позволяет страховщикам
самостоятельно устанавливать более высокие страховые тарифы по тем
сегментам транспортных средств и тем страхователям, договоры по которым в
портфеле компании наиболее убыточные, чтобы регулировать убыточность
таких договоров". По мнению А.Яременко, повышение стоимости страховки
полностью оправдано с учетом роста стоимости ремонта и, соответственно,
суммы выплат. С 2005 года стоимость ремонта автомобилей существенно
увеличилась. Выгода страховщиков Новыми лицензионными условиями
вводятся более жесткие требования к страховщикам, так что на рынке
должны остаться только страховщики, которые быстро и качественно
выплачивают страховые возмещения. Поэтому с точки зрения урегулирования
страховых событий изменения пойдут на пользу автовладельцам. Учитывая
увеличенные лимиты выплат по полисам "автогражданки", выплата каждому
потерпевшему, независимо от их количества, будет проводиться в пределах
100 тыс.грн., выплата каждому потерпевшему в результате ДТП за
нанесенный ущерб имуществу будет проводиться в пределах 50 тыс.грн., но
суммарно не более пятикратного размера лимита по одному страховому
событию. "Т.е., по одному ДТП, в котором виновником является
страхователь по полису "автогражданки", страховщик может выплатить не
более 250 000 грн. за нанесенный ущерб имуществу. По ущербу, нанесенному
жизни и здоровью потерпевших, общий лимит не ограничен, в пределах 100
000 грн. на каждого потерпевшего", - объясняет Ю.Очеретяная. "Это
выгодно для страхователя, так как последнее время растет количество
случаев, когда 25 500,00 грн. недостаточно для ремонта автомобиля, и
страховая компания компенсирует только часть ущерба. Например, стоимость
ремонта - 40 000 грн.; при франшизе 0 грн. - 25 500 грн. платил
страховщик, а 14 500 грн. должен был заплатить страхователь-виновник в
ДТП, - отметил А.Яременко. "Это - локомотивный вид страхования,
который привлекает клиентов и позволяет страховщикам наращивать в
дальнейшем спектр предоставляемых услуг", - добавляет А. Миколенко. "Во
всяком бизнесе важен грамотный подход. В случае с автогражданской
ответственностью главный залог успеха - это диверсификация рисков, т.е.
охват как можно большей территории продаж: от маленького населенного
пункта до больших городов-миллионников. Сосредоточение продаж на узкой
территории рано или поздно приведет к убыточности этого направления", -
рассказывает А.Яременко. По мнению В.Зубача, "автогражданка" -
безусловно, выгодна для страховщиков. Ведь продажа полиса ОСАГО - это
выход на клиента, которому могут быть интересны и другие виды
страхования. Т.е. "автогражданка" - это дополнительная возможность не
только предложить интересный продукт, но и получить обратную связь -
аккумулировать информацию. "Конечно, потребитель страховых услуг как
правило отмечает работу компании по возмещению ущерба по автогражданской
ответственности. Это как индикатор работы компании: платит - не платит,
как платит/считает, как долго платит, - рассказал он. "Думаю, о
заработке, можно будет сказать только через какое-то время после
введения новых тарифов и лимитов. Пока - это только экспертные прогнозы и
догадки. Максимальная компенсация пострадавшим по договорам страхования
обязательной ответственности собственников ТС, как мы говорили ранее,
вырастет вдвое", - подчеркнул В.Зубач. "В расчеты закладывалась
минимальная рентабельность для страховщика и оптимальная страховая
защита для владельца транспортных средств", - резюмировал А.Миколенко. Сколько теперь стоит обязательное страхование? Легковой автомобиль физлица, по 1 типу (любой водитель на законных основаниях) в городе Киеве: - при объеме двигателя до 1,6 л - 777,60 грн. - при объеме двигателя от 1,6 до 2 л - 886,46 грн. Тот же автомобиль в населенных пунктах (население - до 100 000 жителей): - при объеме двигателя до 1,6 л - 243,00 грн. - при объеме двигателя от 1,6 до 2 л - 332,42 грн.
Автор: Юлия БОНДАРЕНКО
|