Ежедневно на
украинских дорогах происходит более пятисот аварий, в большей части
которых нет потерпевших. Однако машины, зачастую имеющие небольшие
повреждения, вынуждены часами стоять в ожидании работников ГАИ, создавая
тем самым заторы и «пробки». Ведь иначе участников ДТП могут обвинить в
оставлении места ДТП и не выплатить страховое возмещение, несмотря на
то, что подобная возможность предусмотрена Правилами дорожного движения.
Так,
в минувшем году в Украине произошло 229,5 тыс. ДТП, причём, только в
16% из них были потерпевшие. При этом в 65,8% ДТП участвовали
застрахованные транспортные средства, водители которых вполне могли бы
обойтись без ГАИ, будь на то соответствующая законодательная поддержка.
Поэтому 15 июня в ВР был практически без обсуждения
принят во втором первом чтении Законопроект «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных
происшествий и выплат страхового возмещения», который позволит
водителям разбираться со страховыми компаниями без ГАИ. Правда, при соблюдении целого ряда условий.
Прежде всего,
речь идёт о тех транспортных средствах, гражданская ответственность
владельцев которых покрыта соответствующими страховыми полисами. Кроме
того, в ДТП не должно быть пострадавших, а также водители должны прийти к
единому мнению относительно обстоятельств происшедшего. Ведь если
каждый из них будет доказывать свою правоту, без ГАИ, конечно же, не
обойтись. При этом с Нового года (данный Закон вступает в силу с 1
января 2011 года), владельцы полисов «автогражданки» освобождаются от
административной ответственности за нарушение ПДД, которое повлекло ДТП.
При условии, конечно, что они находились в трезвом состоянии и решили
обойтись без ГАИ – воспользовались правом составить сообщение о данном
ДТП (заполнить «Европротокол»). Прежде всего,
для того, чтобы оформить ДТП самостоятельно, необходимо иметь
специальный бланк (так называемое извещение о ДТП), который будет
бесплатно выдаваться автовладельцу вместе с полисом при страховании
гражданской ответственности. Одновременно с этим страхователю должен
вручаться и полный перечень представителей данной страховой компании во
всех областях Украины, уполномоченных обрабатывать претензии. Что же
касается тех автовладельцев, чья гражданская ответственность уже
застрахована, им понадобится обратиться за получением соответствующих
документов в свою страховую компанию.
В случае
причастности к ДТП, с января будущего года водитель будет обязан,
соблюдая Правила, сделать всё возможное для предотвращения дальнейшего
ущерба; проинформировать других лиц, причастных к данному ДТП о себе,
месте своего проживания; о наименовании и месте нахождения страховика, а
также предоставить информацию о соответствующих страховых полисах.
После этого следует без промедления (не позднее трёх рабочих дней с
момента ДТП) письменно подать страховику, с которым заключён договор
«автогражданки», сообщение, заполненное по утверждённой форме, а также
сообщить о местонахождении своего транспортного средства и повреждённого
имущества, контактный телефон и свой адрес. Если водитель не
укладывается в установленные сроки по уважительной причине, он должен
подтвердить это документально.
Но данные
«льготы» будут действовать лишь при соблюдении следующих условий:
при участии в ДТП только «обеспеченных»
(застрахованных) транспортных средств;
отсутствии раненых и погибших;
и если водители – участники ДТП однозначно оценивают
обстоятельства происшедшего.
Только тогда эти
водители имеют право совместно составить сообщение о ДТП, оставить
место происшествия и не извещать об этом ГАИ.
Страховая
пришлет представителя
Получив
извещение, страховая компания обязана в течение десяти дней прислать для
установления причин ДТП и оценки повреждённого имущества своего
представителя. Если же этого не произойдёт в указанный срок, владелец
может самостоятельно найти аварийного комиссара или эксперта для
определения размеров ущерба. При этом страховая компания обязана будет
возместить потерпевшему затраты на экспертизу.
Примечательно,
что в отличие от большинства других стран, где принята такая практика, в
Украине не установлен лимит выплат по ДТП, оформляемым без участия ГАИ.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет, так как максимальная сумма
этих выплат на один автомобиль у нас составляет пока всего 25500 грн.
Одновременно с
введением «Европротокола», произойдёт и ряд других изменений. Так,
отныне ужесточатся сроки выплаты страхового возмещения. Потерпевший
должен будет подать в страховую компанию заявление о страховом
возмещении не позднее 30 дней со дня подачи сообщения о ДТП. А не
позднее 45 дней со дня получения страховиком сообщения о ДТП, им должно
быть выплачено страховое возмещение, либо дан мотивированный отказ.
Правда, здесь следует уточнить, что по «Европротоколу» возмещается
только ущерб, причинённый транспортным средствам. Ни за повреждённое
имущество, ни, тем более, за пошатнувшееся здоровье, в данном случае
никто не заплатит. Для этого, как и прежде, необходимо вызывать ГАИ.
Несколько
изменился и перечень тех случаев, когда страховая компания, после
выплаты страхового возмещения, имеет право подать регрессный иск к
страховщику или водителю транспортного средства, совершившего ДТП.
Теперь это возможно в случае управления транспортным средством не только
в нетрезвом состоянии, но и под действием лекарственных препаратов,
снижающих внимание и скорость реакции, а также при отказе от
соответствующего освидетельствования; при управлении транспортным
средством без «прав» соответствующей категории; если ДТП явилось
следствием несоответствующего технического состояния и оборудования
транспортного средства; если страховщик не известил страховика в
установленные сроки и не предпринял мер к предотвращению дальнейшего
вреда.
Изменились
формулировки и порядки
В Законе «Об
обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев
наземных транспортных средств», больше известном, как закон об
«автогражданке», также изменились формулировки многих терминов и
понятий, хотя суть их, большей частью, осталась прежней. Сформулирован
по новому и пункт о льготниках, имеющих право на 50-процентную скидку по
страхованию. Теперь этим правом могут воспользоваться только владельцы
автомобилей, а управляющим по доверенности придётся платить за полис его
полную стоимость.
Кроме того, из
ст. 15 данного Закона исчезла та часть, которая прописывала типы
договоров «автогражданки». Напомним, сейчас можно заключать договоры
трёх типов: один водитель – любой автомобиль, один автомобиль – любой
водитель и один (несколько) водителей – один автомобиль. И хотя
особенности заключения договоров «автогражданки» по-прежнему будут
устанавливаться с подачи Моторного (транспортного) страхового бюро
(МТСБУ), теперь, по всей видимости, останется только одна общепринятая
норма подобного вида страхования, когда полисом покрывается
ответственность владельца транспортного средства, независимо от того,
кто им управляет.
Отныне будут
отменены «короткие» полисы обязательного страхования и, за небольшими
исключениями, останутся только годовые. Впрочем, на исключения
рассчитывать не приходится: они касаются иностранцев,
незарегистрированных или временно зарегистрированных транспортных
средств.
Данный Закон
внёс изменения и в ст. 308 КоАП, согласно которым в случае
несвоевременной уплаты штрафа, он будет взыскиваться с нарушителя во
вдвое большем размере, чем указано в постановлении. (Сейчас штраф должен
взыскиваться во вдвое большем размере, чем указано в Админкодексе, а
«вилку», по понятным соображениям, удвоить нельзя. И по этой причине
данную норму легко оспорить в суде.)
Изменится и
порядок исполнения постановлений о применении общественных и
исправительных работ. Так, если раньше соответствующее постановление
судьи должно было направляться в Госдепартамент по вопросам исполнения
наказаний не позднее следующего дня после его вынесения, то теперь – не
позднее следующего дня после его вступления в законную силу. Разница
очевидна.
И, наконец,
отныне в законе «Об обязательном страховании…» появилась норма,
уточняющая, что при участии в ДТП состава транспортных средств,
ответственность за причинённый ущерб покрывается по полису тягача.
Судя по всему,
бланки «Европротоколов» появятся ближе к концу года, однако, это не
помешает всем владельцам уже выписанных полисов получить их в своих
страховых компаниях. Что же касается льгот, типов страховых договоров и
срока их действия, то тот, кто хочет застраховаться на ныне действующих
условиях, успеет сделать это до конца года.
Владимир ШЛЯХОВОЙ АСМАП-ИНФОРМ
|