Стремление повысить грузоподъемность грузовика заставило конструкторов обратить внимание на колёсную формулу грузовых
машин. После проведения ряда исследований оказалось, что за счет
прибавления третьего моста грузоподъёмность машины повышается на
60-80%, а нагрузка на дорожное полотно повышается незначительно. При
этом собственная масса грузовика повышается всего на 20—25%. В
настоящее время почти каждый автомобилестроительный концерн имеет в
своей программе трехосные шасси.
В зависимости от
назначения можно разделить многоосные грузовые машины на магистральные
грузовики и грузовики, предназначенные для работы не только на дорогах
с твердым покрытием, но и на грунтовых. Первые, как правило, в
трехосном исполнении имеют колесную формулу 6×2, реже 6×4. Вторые — 6×4
или 6×6. Колесная формула 8×2 и 8×4 используют на специальных шасси для установки кранового оборудования, цистерн, самосвальных кузовов и т. д.
Главным достоинством колесной формулы 6×2 является предельная
простота, поскольку трансмиссия такого грузовика почти не отличается от
трансмиссии базового автомобиля с колесной формулой 4×2. Новыми в
трехосной модификации являются лишь рама, дополнительная опорная ось,
тормозная система и электрооборудование. В производстве стоимость этой
версии выше стоимости базовой модели лишь на 10—20%, и это
обстоятельство с учетом роста грузоподъемности объясняет большое
распространение подобных машин на дорогах Европы.
Оригинальным качеством колесной формулы 6×2 признано пониженное
отношение нагрузки задних колес к полной допустимой массе грузовика,
поэтому автомобили с такой колёсной формулой должны эксплуатироваться
только на дорогах с твердым покрытием. Для снижения износа шин
подкатной оси, а также временного увеличения нагрузки на ведущий мост
машины разработаны различные устройства, приподнимающие подкатной мост
над дорогой.
Повышение нагрузки на ведущий мост признано полезным и для
преодоления скользких участков дороги, однако устройства подъема не
ведущей задней оси существенно удорожают всю конструкцию и снижают
эффективность эксплуатации. Минский автомобильный завод еще в середине
60-х годов начал выпуск модели МАЗ-516 с колесной формулой 6×2 и
поднимающейся задней осью, но успеха у транспортников она не имела. В
опытном порядке были изготовлены версии автомобилей с колесной формулой
6×2 на базе грузовиков ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, но до конвейера обе
разработки так и не дошли.
Иногда конструкторы создают грузовые автомобили с колесной формулой
6×2, с приводом только на задний мост и двумя передними, не ведущими
осями. Подобные конструкции отличает высокая маневренность, но их
стоимость повышается из-за необходимости иметь два управляемых моста и
специальное рулевое управление.
В трехосных автомобилях с колесной формулой 6×4 и 6×6 применяют два
типа приводов: последовательный, при котором передача крутящего момента
от раздаточной коробки к обоим мостам осуществляется одним карданным
валом, и параллельный — с применением двух отдельных валов, выходящих
из раздаточной коробки. Распространение получили три схемы
параллельного привода мостов. В них могут использоваться конические,
гипоидные и даже червячные передачи. Чаще всего для крепления двух
задних мостов к раме применяют качающуюся тележку с продольными
рессорами и рычажным направляющим аппаратом. На промежуточном мосту
закрепляют промежуточные опоры карданных передач, а сами мосты часто
снабжают механизмами блокировки колесных или межосевого дифференциала.
Бортовой привод, при котором колеса правого и левого борта получают
крутящий момент от одной раздаточной коробки или двух, работающих
каждая со своим силовым агрегатом, отличается тем, что не требует
установки межколесных дифференциалов ввиду отсутствия осей как таковых.
В СССР (России) такой тип привода устанавливался на внедорожные машины
специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ, возглавляемого В. А.
Грачевым, и на специальных автомобилях, выпускаемых Брянским
автозаводом. Примерами аналогичных иностранных конструкций являются
специальные машины Laffly (Франция), DAF(Голландия), Alvis
(Великобритания), Panhard (Франция).
В современных конструкциях задних ведущих мостов автомобилей с колесными формулами 6×4
и 6×6 используется последовательный привод, реализуемый довольно
разнообразно. При этом применяют цилиндрические, конические, гипоидные
и червячные главные передачи. Наиболее простым является привод,
выполненный в виде червячных передач. Промежуточный вал, соединяющий
червяки обеих главных передач, снабжен двумя карданными шарнирами и
шлицевым соединением. Применение верхних червячных передач позволяет
увеличить дорожный просвет, нижних — понизить уровень пола.
Трансмиссии автомобилей с колесной формулой 6×4
могут быть как с межосевым дифференциалом, так и без него. В
автомобилях, работающих в условиях бездорожья, когда каждое из колес
работает со значительным скольжением, межосевой дифференциал часто не
применяют, а у тягачей, работающих на дорогах с твердым покрытием,
межосевой дифференциал необходим. В трансмиссиях вездеходов с колесной
формулой 6×6 дифференциалы применяют довольно редко из соображений
упрощения и удешевления конструкции.
|