"Деньги" разобрались, что придется делать малому бизнесу, чтобы не исчезнуть после 1 января 2011 года.
Проект
Налогового кодекса (НК) продолжает пугать предпринимателей. Основных,
системных угроз - две. Первая - явная: сужение круга субъектов
предпринимательства, которым позволено работать на упрощенной системе.
"Деньги" писали о том, кто попал под запрет - длинный список имеется в
ст. 291.2 проекта Налогового кодекса. С дальнейшей судьбой таких
"упрощенцев" в случае сохранения этой статьи в первозданном виде все
понятно - или регистрируй юрлицо, или уходи в глубокую тень.
Но
есть и вторая угроза, не столь явная, но практически неумолимая:
согласно пункту 139.1.12 ст. 139, раздела 3 проекта НК, с 1 января 2011
года юрлицам будет запрещено включать в состав расходов затраты на
приобретение товаров (работ, услуг) у физлиц, работающих на едином
налоге.
Это
ограничение - если его утвердят - будет иметь самые серьезные
последствия. Например, если сейчас некое предприятие закупает
определенную продукцию у контрагентов, работающих на едином налоге, то
эту сумму можно отнести на издержки. И, следовательно, платит налог на
прибыль именно с прибыли. Но в случае если проект кодекса примут в том
виде, в котором он есть сейчас, то юрлица смогут платить
"единоналожникам" фактически только из налогооблагаемой прибыли.
В
итоге предприятиям на общей системе налогообложения станет попросту
невыгодно сотрудничество с "единщиками". Им придется искать поставщиков
тех же услуг среди более крупных компаний, где обычно цены существенно
выше. "В случае если данная норма будет включена в окончательный вариант
кодекса, она может стать "смертным приговором" для 80% малого бизнеса",
- уверен управляющий партнер ЮК "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав
Кравец.
Что делать
Единственный
легальный путь не потерять бизнес - это перейти на общую систему
налогообложения. Только смогут ли "потянуть" ее предприниматели?
Например, ставка налога на прибыль, согласно проекту Налогового кодекса,
будет снижаться с 19 до 16% поэтапно, в течение целых 5 лет.
Единственный "глоток воздуха" для "упрощенцев" - это налоговые каникулы
до 2016 года. На них можно рассчитывать в том случае, если у "единщика"
до перехода на общую систему налогообложения за последний календарный
год объем выручки не превышал 1 млн грн, а число сотрудников - до 50
человек. На эту льготу также смогут рассчитывать компании, учрежденные
после 1 января 2011 года (специальных требований по объему инвестиций
нет).
Единственное
"но": проект Кодекса содержит внушительный перечень видов деятельности,
которыми не могут заниматься компании, рассчитывающие на каникулы.
Поэтому
часть бывших упрощенцев, конечно же, уйдет в тень. И начнет платить
налоги не в госбюджет, а криминальной "крыше". Но в тень уйти смогут не
все. Разве что часть тех, кто был ориентирован на обслуживание конечных
потребителей - физических лиц. Те, кто обслуживал юрлиц или был их
поставщиками, будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения
со всеми ее прелестями - содержанием громоздкой бухгалтерии,
коррумпированными проверяющими и т.д. Собственно, в этом-то вся проблема
- малому бизнесу просто не по карману уплата "коррупционного налога",
от которого он был огражден упрощенной системой налогообложения.
Могут и убрать
Тем
не менее нужно надеяться на то, что Налоговый кодекс - все еще проект, к
которому после принятия в первом чтении снова пришло около 3000
замечаний. И, как говорят в Министерстве финансов, нормы кодекса,
которые напрямую связаны с "единоналожниками", однозначно изменятся.
Например,
если в прошедшем первое чтение проекте размер единого налога колеблется
от 400 до 600 грн для Киева, Севастополя и областных центров, то
министерство обещает, что нижняя граница этой "вилки" будет опущена до 0
грн. Кроме того, для физлиц, которые будут переходить на упрощенную
систему налогообложения в 2011 году, предельный размер выручки от
реализации останется таким, каким он был до принятия Налогового кодекса
(500 тыс. грн. - Ред.). Правда, 28 октября один из родителей Налогового
кодекса вице-премьер Борис Колесников заявил публично, что этот предел
будет доступен только тем, кто станет пользоваться кассовыми аппаратами.
Малому
бизнесу остается рассчитывать на то, что депутаты услышат его протесты и
упрощенную систему налогообложения сохранят без драконовских
ограничений, а вместе с тем сохранят и его самого. "Иначе, если подобные
предложения будут поддержаны парламентом, малый бизнес станет приемлем
только для "челноков", которые покупают товар за границей и продают
здесь на рынках, а также для сферы бытовых услуг для населения", -
считает партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" Александр
Субботин.
Кто не сможет рассчитывать на льготный режим
Список видов деятельности, запрещенный для "единоналожников"-физлиц (согласно ст. 291.2)
|
Список видов деятельности, который исключает льготный режим налогообложения прибыли в течение первых 5 лет (согласно ст. 154.6)
|
Сфера развлечений
Производство и продажа подакцизных товаров (кроме продажи пива и столовых вин)
Производство и розничная продажа ГСМ
Все виды деятельности с драгметаллами и камнями, включая розничную торговлю изделиями из них
Добыча и продажа полезных ископаемых
Финансовая деятельность
Операции с недвижимостью
Оптовая торговля и посредничество в ней
Услуги телерадиовещания
Транспортные
и дополнительные услуги на транспорте (кроме такси, нерегулярного
пассажирского транспорта и грузового автотранспорта)
ВЭД, кроме экспорта программных средств и услуг в сфере программирования и информатизации
Услуги почты и связи
Расследования и безопасность
Деятельность в сфере права
Деятельность в сфере бухучета и аудита
Деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии
Деятельность в сфере коммерческого и управленческого консалтинга
Деятельность в сфере управления предприятиями
Деятельность в сфере рекламы
Технические испытания и исследования
Подбор и управление персоналом
Перепродажа предметов искусства и антиквариата, организация аукционов
Розничная торговля подержанными товарами и вещами
Розничная торговля в Интернете
Розничная торговля через торговые автоматы
|
Сфера развлечений
Производство и продажа подакцизных товаров
Производство, оптовая и розничная продажа ГСМ
Все виды деятельности с драгметаллами и камнями, включая розничную торговлю изделиями из них
Обмен валют
Финансовая деятельность
Добыча и продажа полезных ископаемых общегосударственного значения
Операции с недвижимостью (включая сдачу в аренду торговых мест)
Услуги почты и связи
Торги (аукционы) по продаже предметов искусства и антиквариата
Услуги телерадиовещания
Охранная деятельность
ВЭД (кроме информатизации)
Производство из давальческого сырья
Оптовая торговля и посредничество в ней
Розничная торговля подержанными товарами и вещами
Деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа, воды
Деятельность в сфере права, бухучета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям
|
Заместитель министра финансов Татьяна Ефименко:
-
Я еще раз хочу сказать, что мы сегодня призываем общество и бизнес к
тому, чтобы найти тот вариант, который приемлем на сегодня. Мы все
должны понимать, что это - первый шаг. Мы сегодня должны создать новые
правила игры. А правила игры, как вы знаете, это государственный
институт, это взаимоотношение. И мы хотим, чтобы эти правила игры в этом
Налоговом кодексе строились бы на партнерской основе. Этим мы и
занимаемся. Это очень трудный процесс. Легче было бы власти просто
провести то, что провести, и потом пожинать плоды. Мы - в диалоге.
Резюме:
Налоговый кодекс сделает невозможным существование малого бизнеса,
ориентированного на предоставление услуг и продажу своей продукции
компаниям.
Павел ХАРЛАМОВ
Деньги.ua
|