Чтобы
сохранить свои заработки на комиссионных, финансисты повышают
минимальный тариф страховок залогового имущества. Якобы желая оградить
заемщиков от неплатежеспособных страховщиков, банки стали активно
вмешиваться в ценовую политику СК. Это вмешательство уже вылилось в
резкое подорожание полисов автострахования.
Если
в докризисные времена кредиторы настойчиво выбивали для своих заемщиков
льготные цены, сейчас их политика изменилась с точностью до наоборот.
"В 2008 году максимальная цена полиса каско, на которую соглашались
банки, составляла 4,5-5%. Сегодня они устанавливают минимальный тариф
по автострахованию на уровне 6%, запрещая его снижать", - рассказал
заместитель председателя правления СК "НОВА" Алексей Румянцев. Свое
желание увеличить стоимость автомобильных страховок банкиры объяснили
желанием работать исключительно с надежными и платежеспособными СК.
"Обязанность страховщиков подписывать соглашения с минимально
допустимыми тарифами банки мотивируют тем, что некоторые компании
сейчас демпингуют. А значит, у них может не хватить денег на выплату
при наступлении страхового события, в результате чего может пострадать
как заемщик, так и банк", - объяснила начальник отдела развития каналов
продаж АСК "ИНГО Украина" Ольга Иванцова. Той же политики банкиры
придерживаются и при страховании находящейся в залоге недвижимости.
Растущая конкуренция заставляет страховщиков продавать полисы буквально
за копейки. По данным компаний, в прошлом году залоговое имущество
можно было застраховать по цене 0,05-0,1%, а сегодня многие банки
ограничили минимальный тариф по имуществу 0,2%.
Корректируя
ценовую политику по страхованию залогов, финансисты в первую очередь
преследуют собственные меркантильные цели. С началом кризиса
практически все банкиры ввели обязательное условие о получении комиссии
при продаже заемщикам страховок. Это правило работает даже в том
случае, если клиент просто перезаключает ранее действовавший договор.
При этом размер комиссионного вознаграждения колеблется в диапазоне
15-25% от суммы страхового платежа. "Поскольку количество заемщиков
банков постепенно уменьшается, а новые кредиты практически не выдаются,
сокращается и объем комиссионных платежей, которые кредитные учреждения
получают от страховщиков. Вполне закономерно, что банки стараются
изменить эту тенденцию. И, увеличивая тариф по каско, тем самым
увеличивают свои комиссионные доходы", - подчеркивает Алексей Румянцев.
Рост
цен на автострахование продолжается и на "свободном" рынке. Большинство
страховщиков повысили тарифы по каско еще в прошлом году. Средний тариф
для машин, которые эксплуатируются в Киеве и городах-миллионерах, вырос
с 6 до 7,5%, в регионах - с 4 до 5,5-6%. Те же компании, которые
запоздали с повышением цен, делают это сейчас. "До осени 2008 года
большинство СК развивались, ориентируясь в основном на увеличение
объемов собственного бизнеса и захват доли рынка с помощью демпинга.
Такие компании фактически дотировали рынок своими собственными
средствами, и поэтому тарифы для клиентов были ниже, чем расчетные.
Соответственно сейчас многие страховщики корректируют тарифы, стараясь
привести цены к адекватному уровню", - рассказал генеральный директор
СК "QBE Украина" Олег Сосновский. Впрочем, даже те СК, которые уже
корректировали цены на автострахование в 2008-2009 годах, сейчас снова
стали менять тарифы. "Официальные автодилеры продолжают повышать цены
на услуги по ремонту машин и запчасти, желая компенсировать низкие
продажи автомобилей. Как следствие, многие страховые компании повысили
тарифы по каско на 10-20%", - сообщил председатель правления СК
"Брокбизнес" Вадим Загребной.
Больше
всего дорожают страховки для самых убыточных сегментов автомобилей, в
частности машин китайского и российского производства, а также японских
авто, ремонт которых обходится втридорога. Лидерами по количеству
страховых случаев и стоимости ремонта продолжают оставаться Mitsubishi
Lancer, Mazda (2 и 3), Nissan Note. "В то же время дешевые "китайцы" и
"корейцы" потеснили в списке наиболее убыточных такие авто, как Honda
Accord и Subaru Impreza. Это в большей степени связано с тем, что число
серьезных ДТП сократилось, но выросло количество заявленных мелких
повреждений, ремонт которых для дешевых авто стоит практически столько
же, сколько и для иномарок среднего класса. А это значит, что если у
компании была политика "одной цены" для всех авто, в соотношении к
страховой сумме убыточность дешевых машин резко выросла", - объяснила
начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков АСК "ИНГО Украина"
Ольга Погорелая. Как следствие, тарифы для недорогих часто бьющихся
автомобилей подскочили на 15-25%, достигнув 8%, а иногда и более.
Иная
ситуация сложилась в сегменте страхования машин бизнес- и
премиум-классов, который стал очень привлекательным для многих СК.
"Премии, которые компании получают при страховании дорогих авто,
гораздо выше, чем при страховании машин дешевой и средней ценовых
категорий. Кроме того, такие транспортные средства, как правило,
эксплуатируются опытными водителями или их владельцами, которые дорожат
своим имуществом, а следовательно, попадают в ДТП гораздо реже. К тому
же на финансовом состоянии обладателей дорогих иномарок кризис сказался
гораздо меньше. Они стараются не экономить на качественной страховке и
обращают внимание не столько на цену полиса, сколько на наполнение
программы страхования и платежеспособность СК", - объяснил Артур
Шаймухаметов, первый заместитель председателя правления страховой
группы "ТАС". Стараясь угодить владельцам авто представительского
класса, большинство СК уже снизили тариф на страхование таких машин на
5-10%, а в ближайшее время цены на каско дорогих машин могут упасть еще
на 5-7%.
Татьяна ОЧИМОВСКАЯ
Комментарии, № 8, 5-11 марта 2010
|