В Норвегии довольно высок процент водителей-студентов, домохозяек и
стариков со старушками. Стиль езды упомянутых категорий соответственный.
Более того, часть национальной культуры норвежцев - жизнь "по
правилам", поэтому заранее смиритесь с тотальным и буквальным
выполнением норвежскими водителями дорожных правил и предписаний. Для
привыкших к вождению по Западной Европе/Штатам можно добавить: Норвегия -
это не Европа и не Штаты. Если на трассе с километровым обзором и
отсутствием каких бы то ни было светофоров и перекрестков стоит
ограничение скорости 70 км/ч - все будут ехать именно 70, максимум 75.
Если кто-то едет на 5-8 км/ч быстрее остальных, он считает себя в полном
праве занять левый ряд и продолжать двигаться в нем с той же скоростью.
Если Вы совершаете обгон или пытаетесь объехать пробку - будьте готовы к
тому, что никто Вас не пропустит, в Норвегии не любят гонщиков и
"умников". Норвежцы почему-то плохо ездят задним ходом, поэтому будьте
особенно внимательны на парковках, следите за выезжающими со своего
места автомобилями.
Дороги
Как правило дороги в Норвегии очень узкие, по одной полосе в каждую
сторону. Крайне редки двухполосные трассы, а уж трех- четырех- полосных
на всю страну штук 10. Так что наметив на карте маршрут, проходящий по
"европейским" трассам класса "Е" будьте готовы к тому, что трасса
окажется узкой однополосной дорогой. В качестве транспортных развязок
часто используется круговое движение, разноуровневые развязки также
редки. Как и в Европе, распространена ситуация, когда от основной дороги
на поворот уходит целый "ряд".
Пешеходы и велосипедисты
Если Вы думаете, что главные на дорогах - автомобили, топостарайтесь как
можно быстрее это забыть, желательно до въезда в Норвегию. Здесь
однозначный приоритет у пешеходов. Пешеходные переходы - святая святых, и
не дай Вам Бог не затормозить на подъезде к переходу, если к нему уже
подошел пешеход. Если Вы этого не сделаете, то в лучшем случае все
участники движения будут смотреть на Вас как на преступника, в среднем
случае Вы получите штраф в 500 долларов, в худшем случае Вы собъете
человека, т.к. норвежцы на пешедном переходе часто просто не смотрят по
сторонам - они уверены, что их пропустят, едет ли легковая машина,
автобус или громадный трейлер. Но если Вы решили, что наибольшая
проблема на норвежских дорогах, - это пешеходы, то Вы поторопились. Хуже
всего велосипедисты. Они с удовольствием комбинируют в своем движении
правила для водителей и пешеходов, в результате чего нелегко
предугадать, что велосипедист сделает в следующий момент. Особенное
внимание уделяйте поворотам направо: в городах и, временами, за городом,
справа от проезжей части может быть отдельная неширокая полоса,
специально предназначенная для проезда велосипедистов, и поворачивая Вы
запросто можете сбить "взявшегося ниоткуда" велосипедиста. При этом
виноваты однозначно будете Вы.
Полиция
Выше уже предлагалось забыть о Вашем опыте вождения в Европе. Это
полностью относится и к такому распространенному правилу "хорошего
тона", как мигание фар встречными водителями, предупреждающее Вас о
поджидающей полицейской засаде. Ни в Норвегии, ни в Швеции никто и
никогда этого не делает, видимо считая что так Вам и надо, если что.
Поэтому рассчитывайте только на себя. К слову, использование радарных
детекторов в Норвегии запрещено. Тем не менее есть и хорошая новость.
Как правило полицейские засады на трассах редки и видны за много сотен
метров.
Другая, очень распространенная норвежская особенность - полицейское
патрулирование дорог в типичных гражданских машинах, без проблесковых
маячков (они спрятаны под решеткой радиатора и в салоне) и надписей
POLITI. Но и здесь есть хорошие новости. Практика показывает, что для
патрулирования используются вполне определенные типы автомобилей:
легковые (не минивэны и не джипы), среднего класса (не малолитражки и не
представительские), не самых дорогих и не самых дешевых марок (Ford,
Opel, Toyota, Volvo, Volkswagen и т.п.; не MB, BMW или Alfa Romeo),
модели не давних и не самых последних годов выпуска. При этом в них
обязательно должно сидеть два человека, на предних сиденьях (они как-бы
являются свидетелями друг для друга). Отслеживая машины, подходящие под
приведённое описание, Вы можете существенно обезопасить себя от
возможных неприятных сюрпризов.